Глава Службы внешней разведки (СВР) Алексей Варзиев накануне юбилейной даты рассказал журналистам о работе ведомства в нынешнее непростое время.
– На какие этапы развития ведомства Вы бы разделили этот период? Как совершенствовалось за эти годы ведомство?
– Наша Служба еще относительно молода, ей всего 20 лет, но уже прошла героический боевой путь, накопила уникальный опыт осуществления разведывательной деятельности в непростых условиях современного мира и заслуженно считается одной из лучших структур коллективной безопасности нашей Республики. Не раз предоставляемая нами упреждающая информация позволяла руководству Южной Осетии принять действенные меры по укреплению обороноспособности страны и успешно противостоять агрессору.
Это было как в период военной кампании 2004 года, так и в 2008 году, когда сотрудники СВР РЮО получили «боевое крещение» в процессе реализации получаемой оперативной информации о планах и намерениях противника, принимали активное участие в мероприятиях специального характера, а также отражении грузинской агрессии. Многие были награждены государственными наградами, в том числе высшей государственной наградой РЮО – орденом «Уацамонгæ».
С 2017 года в ходе последовавшей реорганизации был создан ряд новых структурных подразделений, пересмотрены и внесены изменения в нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность Службы, что позволило улучшить оперативно-разведывательную деятельность.
Следует отметить, что у Службы имеется своя геральдика, символика, гимн, внутриведомственные награды, а также разработан и функционирует сайт.
– За столь сравнительно короткое время удалось ли СВР РЮО подготовить высокопрофессиональных разведчиков? Каков уровень оперативно-разведывательной деятельности сотрудников СВР?
– В СВР РЮО есть высокопрофессиональные разведчики, как среди ветеранов, так и среди действующих сотрудников. Как известно, режим секретности имеет свои нормы и правила, и я уверен, что спустя определенное количество лет по истечении срока действия данного режима в части некоторых сотрудников, страна узнает о своих героях. А об уровне оперативно-разведывательной деятельности сотрудников СВР можно судить только по результатам их работы, о которой мы не можем распространяться, но которую должным образом оценивает руководство Республики.
– Страны НАТО во главе с США и коллективным Западом ежегодно наращивают милитаризацию Грузии, якобы в оборонных целях. Как Вы считаете, стоит ли Южной Осетии беспокоиться по этому поводу, не несет ли этот фактор потенциальную угрозу для республики?
– Следует признать, что Грузия не намерена отказываться от своих реваншистских идей вернуть в свой состав территории независимых республик Южной Осетии и Абхазии. Об этом свидетельствует их полное нежелание подписывать Договор о неприменении силы по отношению к нашим республикам.
– В связи с недавними событиями в Нагорном Карабахе, среди определенных кругов общественности и политиков Грузии и ее партнеров активизировались призывы открыть «второй фронт». Существует ли на данный момент угроза населению РЮО? Какие меры предпринимаются для нивелирования всевозможных провокаций?
– Нам известно, что в связи с событиями на Украине и Нагорном Карабахе, нарастающим военно-политическим противостоянием между Россией с одной стороны и странами Западного альянса с другой, наблюдается активизация провокационной деятельности антиосетинских и антироссийских сил на территории Грузии.
Несмотря на миролюбивую риторику официального Тбилиси, придерживающегося на текущем этапе достаточно взвешенной позиции, основанной на недопущении конфронтации в отношениях с РФ, в грузинском обществе наблюдается рост реваншистских настроений, которые активно подогреваются странами Запада. Более того, растет неприкрытое давление Вашингтона и Брюсселя на руководство Грузии. Цель очевидна – принудить Тбилиси открыть «второй фронт» против России на территории Южной Осетии.
США и их сателлиты в этой работе ставку делают на членов грузинских националистических и неофашистских организаций, принимавших участие в боевых действиях на Украине и вернувшихся на родину. Так, в частности, руководство военизированных формирований «Грузинский национальный легион» и «Кавказский легион» открыто через социальные сети интернета заявляет, что следующим этапом борьбы с Россией уже в ближайшем будущем станет восстановление территориальной целостности Грузии.
Однако, правительство Грузии в настоящее время не имеет твердого убеждения в том, что военные действия принесут ожидаемый результат, а именно «возвращение» территорий ЮО и Абхазии. Также рассуждает и здравомыслящая часть общественности Грузии.
В данном контексте Службой, в рамках своих компетенций, осуществляется ежедневный мониторинг ситуации для своевременного информирования соответствующих структур и возможности принятия оперативных решений упреждающего характера.
– В этом году Вы стали двукратным чемпионом мира по самообороне в рамках прошедшего в Москве Кубка мира по рукопашному бою. Мотивируете ли Вы молодых сотрудников к достижениям в спорте?
– Несомненно, и не только сотрудников… После прошедшего в Москве Кубка мира по рукопашному бою Федерацией рукопашного боя, президентом которого я являюсь, был организован и проведен турнир по данному виду единоборства памяти, погибшего в СВО Руслана Бесаева, приуроченный ко Дню признания независимости РЮО Российской Федерацией.
– Фиксируются ли вашей Службой факты разведывательной деятельности грузинских спецслужб в отношении Южной Осетии? И каким образом происходит реагирование?
– Фиксируем, в том числе факты применения БПЛА на территории РЮО. Но основа методов работы грузинских спецслужб остается прежней – через свою агентуру и агентов влияния.
Уверяю вас, что наша Служба и спецслужбы дружественных стран особо пристально следят за получением достоверной упреждающей информации относительно планов и намерений Грузии в отношении нашего государства. При наличии любой реальной опасности данная информация в оперативном порядке будет доведена до Верховного главнокомандующего и будут приняты все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности каждого гражданина нашей страны.
– В прошлом году оперативной группой СВР Южной Осетии были добыты в Донбассе секретные документы. Продолжает ли ваша служба проведение таких мероприятий в зоне СВО?
– Операция по пресечению вывоза секретных документов из Мариуполя является результатом взаимодействия СВР РЮО со спецслужбами других дружественных стран, которое осуществляется на основании заключенных договоров о сотрудничестве путем оказания взаимной практической и теоретической помощи, в том числе обмена опытом, информацией и т.д.
Служба, опираясь на имеющиеся ресурсы, эффективно функционирует и своевременно получает достоверную информацию о планах противника. Указанная работа происходит как за счет собственных источников, так и за счет плодотворного сотрудничества с профильными структурами вышеуказанных стран, что приносит положительный эффект в деле защиты и обеспечения безопасности наших государств.
Эпизод, связанный с секретными документами из Мариуполя является, конечно, значимым, но это только озвученная часть работы, которую проводит Служба в зоне СВО.
Хочется подчеркнуть, что с началом специальной военной операции на Украине, сотрудники СВР принимают активное участие в предоставлении информации оперативно-разведывательного характера, касающейся расположения значимых объектов военной инфраструктуры и личного состава ВСУ, которая своевременно предоставляется коллегам из РФ.
– По Вашему мнению, на сколько кардинально поменялись методы и способы добывания и передачи информации, представляющей интерес для спецслужб, в том числе применительно к СВР РЮО?
– Конечно, помимо классических методов работы, необходимо, чтобы в нынешнее время разведчик обладал умениями и навыками пользования необходимой профессиональной техникой.В настоящее время работа СВР выведена на качественно новый уровень. Возрос уровень профессионализма сотрудников в добывании информации и ее анализа, что позволило улучшить оперативно-разведывательную деятельность.
Мои предшественники на посту СВР РЮО внесли большой вклад в становление и укрепление нашего ведомства, но время не стоит на месте и с каждым следующим поколением опыт разведчиков будет преумножаться, а методы работы совершенствоваться.
– По нашему мнению, для обеспечения безопасности Южной Осетии необходимо взаимодействие всех служб к этому причастных. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Однозначно, важна консолидированная работа в единой связке всех спецслужб и силовых ведомств для более эффективной оперативной деятельности в нашем общем для всех деле – обеспечении государственной безопасности Республики. Имеются соответствующие договоренности, в рамках которых проводятся рабочие встречи и консультации, осуществляется обмен информацией, проводится работа по синхронизации действий на случай определенных чрезвычайных ситуаций, также осуществляются иные мероприятия в части координации и взаимодействия.
– Как проходит отбор кандидатов, желающих служить в рядах СВР. Каковы самые важные требования? Какие они современные разведчики? Что-то поменялось в специфике их работы? Или особенности работы разведчика неизменны во все времена?
– Помимо соответствия установочным анкетным данным необходимо, чтобы человек, желающий стать разведчиком, обладал следующими качествами: преданность Родине, развитое чувство долга, настойчивость и творческий подход к выполнению служебных обязанностей, отличная память, аналитический склад ума, умение принимать правильные решения в сложных ситуациях, проявлять разумную инициативу и оправданный риск, способности к продолжительной концентрации внимания и к изучению иностранных языков, коммуникабельность, внутренняя организованность, принципиальность, порядочность и честность в отношениях с руководством и коллегами. Хочу отметить, что более детально ответ на данный вопрос размещен на сайте СВР РЮО http://svr-alania.ru, где каждый желающий сможет просмотреть критерии и требования к претендентам на Службу.
Абсолютно согласен с Маркусом Вольфом. Даже при использовании самых передовых средств и методов ведения разведывательной деятельности, основанных на достижениях науки и техники в различных областях знаний, основным фактором в разведывательной деятельности все же является человеческий. Технологии позволяют расширить возможности съема и добычи, обработки информации, однако именно интеллектуальные способности человека и присутствие самого человеческого фактора в цепочке от получения информации до его реализации во все времена останется бесценным и незаменимым условием эффективной оперативной работы.
Быть разведчиком не является массовым призванием. Тем более в нынешнее время, в эпоху потребления. Кроме того, не каждый молодой человек может соответствовать требованиям и критериям, предъявляемым к претендентам на Службу. Разведчик – профессия для избранных.
– Ощущаете ли Вы бремя ответственности за доверенный Вам участок обеспечения безопасности РЮО как руководитель разведки?
– Несомненно. Любая руководящая должность предполагает ответственность, тем более руководство Службой Внешней Разведки Республики Южная Осетия. Находясь на данной должности, особенно в это непростое время, с особой ответственностью подхожу к исполнению своих должностных обязанностей.
– Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам?
– Хочу выразить слова благодарности ветеранам и действующим сотрудникам ведомства за плодотворную работу, которые внесли и продолжают вносить огромный вклад в обеспечение безопасности нашей страны и достойны самого большого уважения. Искренне желаю всем здоровья, мира, успехов в работе и личной жизни.
От имени всех сотрудников Службы выражаю слова благодарности Верховному Главнокомандующему за оказанное нам доверие представлять в нашем государстве Службу внешней разведки.
Мы осознаем всю полноту ответственности за безопасность нашего государства и готовы обеспечить ее национальный суверенитет и целостность.