В ходе проверки информации СВР РЮО о попытке осуществления взрыва в общественном месте в г.Цхинвал Комитетом реализован комплекс оперативно-разыскных мероприятий. В частности установлено, что местный предприниматель (заказчик), намереваясь принудить конкурента к сворачиванию бизнеса, предложил своему знакомому – жителю г.Цхинвал (исполнитель) за денежное вознаграждение в 500 тыс. рублей в канун новогодних праздников осуществить подрыв ручной осколочной гранаты возле одного из кафе в центре города. В целях избежания человеческих жертв, преступление планировалось совершить в ночное время.

Следует отметить, что исполнитель четко выраженного согласия на совершение преступления заказчику не дал, каких-либо действий по приготовлению к данной противоправной акции не предпринял. Заказчик – лицо, страдающее наркотической и алкогольной зависимостью, после указанной беседы от дальнейшего поиска других исполнителей отказался.

КГБ РЮО были организованы экстренные мероприятия по поиску и установке подозреваемых. После добывания данных об их местонахождении, в интересах недопущения преждевременного случайного срабатывания возможно имевшихся у злоумышленников взрывных устройств, руководством Комитета принято решение о немедленном захвате.

После задержания органами КГБ РЮО заказчик и исполнитель сотрудничали со следствием. Дали признательные показания, которые перепроверены посредством опроса на детекторе лжи (полиграфе) и дополнены объективными данными. В ходе дальнейших процессуальных действий заказчик раскаялся в имевшихся противоправных намерениях.

Следственным органом Комитета действия заказчика квалифицируются как деяния, имеющие признаки покушения на совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества», действующего в РЮО Уголовного кодекса Российской Федерации. В то же время согласно ст. 30 УК РФ, покушение на данное преступление, являющееся противоправным действием средней тяжести, не подлежит уголовной ответственности. При этом имевшаяся угроза безопасности нейтрализована разоблачением преступного замысла, а также специальными мерами профилактического воздействия.

В связи с этим и на основании ст. 17 и ст. 17.1 Закона РЮО от 20.10.2010 № 160 «О Комитете государственной безопасности» заказчику объявлено Официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений.

Меры воздействия профилактического характера оказаны также на планируемого исполнителя преступления.

Кроме того, в ходе осмотра домовладения, в котором проживал заказчик, обнаружен автомат Калашникова, свыше 600 патронов, а также две ручные осколочные гранаты Ф-1. Установлено, что данное оружие и боеприпасы принадлежат родственникам заказчика, принимавшим активное участие в боевых действиях в 1989-1992, 2004 и 2008 годах. Указанный эпизод выделен в отдельное производство.В настоящее время заказчик и исполнитель отпущены из-под стражи. При этом органы внутренних дел ориентированы в отношении факта наркотической зависимости заказчика.

В связи с отказом от уголовного преследования, а также в целях недопущения возможных бытовых конфликтов, в т.ч. по мотивам мести, Комитет полагает нецелесообразным разглашение установочных данных заказчика и исполнителя.

Также отмечаем, что в течение последних трех суток в югоосетинском сегменте интернета активно циркулирует информация о попытке совершения террористического акта в г.Цхинвал. В целях дальнейшего осложнения складывающейся в Южной Осетии общественно-политической ситуации, указанная тема подхвачена и активно используется отдельными деструктивными силами, безосновательно увязывающими заблаговременно нейтрализованное преступление с несанкционированной акцией на Театральной площади. При этом на основании домыслов заявляется о якобы намерении властей дискредитировать протестующих и, используя произошедшее в качестве повода, ужесточить режим несения службы правоохранительными органами республики.

В связи с этим КГБ РЮО заявляет, что деятельность его органов осуществляется исключительно в рамках Конституции Республики Южная Осетия и действующих законов и направлена на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Планировавшийся взрыв в общественном месте в центре г.Цхинвал, а также случайное срабатывание взрывного устройства во время транспортировки к месту проведения акции могли привести к человеческим жертвам и существенно обострить оперативную обстановку в республике. В то же время в своих официальных сообщениях, размещенных в СМИ в период нейтрализации указанной противоправной акции, Комитет не квалифицировал планировавшееся преступление как терроризм, т.к. не располагал достоверными данными о мотивах злоумышленников.

Хотим предостеречь определенные общественные круги и их представителей от излишней политизации происходящих в Южной Осетии событий, в т.ч. связанных с процессом обеспечения государственной безопасности.